Коммуникативная компетенция на уроках английского языка: CDA-подход к взаимодействию учитель–ученик в Казахстане и Китае
DOI:
https://doi.org/10.47751/Ключевые слова:
коммуникативная компетенция , преподавание английского языка , критический дискурс-анализ , взаимодействие учителя и ученика , Казахстан КитайАннотация
Аннотация.
В данном исследовании рассматривается развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка в Казахстане и Китае через призму Критического дискурсивного анализа (CDA). Коммуникативная компетенция, понимаемая как интеграция лингвистических, социокультурных, дискурсивных и стратегических навыков, остаётся центральной целью преподавания английского языка; однако степень её достижения зависит во многом от моделей взаимодействия, формирующих повседневный дискурс в классе.
На основе 255 часов аудиозаписей уроков (255 студентов и 30 преподавателей английского — 112 студентов из Казахстана и 143 из Пекина), исследование анализирует обмены между учителем и учениками, чтобы выявить, как модели участия, соотношения власти и культурно укоренившиеся идеологии влияют на возможности развития коммуникативной компетенции.
Методологическая основа исследования опирается на многомерную модель CDA Фейрклоу и обогащена инструментами системной функциональной лингвистики для выявления агентности, структур очередности реплик (turn-taking) и оценочных значений.
Научная новизна работы заключается в введении сравнительной перспективы на основе CDA для анализа дискурса в классах английского языка в Казахстане и Китае — это первый исследовательский проект, использующий аутентичные записи из классов, чтобы системно изучить, как власть, идеология и культурные нормы проявляются через язык и влияют на коммуникативную компетенцию.
Практическая значимость исследования проявляется в педагогических выводах для подготовки преподавателей и разработки учебных программ. Выявив, какие конкретные модели взаимодействия способствуют или препятствуют коммуникативному развитию, исследование предлагает конкретные рекомендации: интеграция рефлексивных стратегий, информированных CDA, в подготовку учителей; сбалансирование обучения, ориентированного на точность, и заданий, развивающих беглость; а также разработка культурно-чувствительных заданий, поддерживающих равноправное участие.
Эти результаты вносят вклад в продолжающиеся усилия обеих стран по повышению эффективности преподавания английского языка в условиях всё более глобализованной и многоязычной образовательной среды.


