Виртуальная и дополненная реальность для визуализации в преподавании химии
DOI:
https://doi.org/10.47751/skpu.1937.v40i2.3Ключевые слова:
изучение химии, виртуальное 3D пространство, AR/VR технологии, онлайн-игры, 3D реконструкция, искусственный интеллект (AI)Аннотация
Метавселенная рассматривается как перспективная среда обучения, привлекательная для всех участников образовательного процесса. Цель исследования – изучение эффективности применения виртуальной и дополненной реальности в контексте Метавселенной для визуализации в обучении химии. Методология исследования основана на концепции Метавселенной как иммерсивной среды, объединяющей реальный и виртуальный миры при помощи технологий AR/VR, создающих инновационную образовательную среду. В исследовании были использованы аналитический, экспериментальный, психодиагностический, статистический методы исследования. В нём приняли участие 40 студентов первого курса бакалавриата, изучающие химию на факультете естествознания. Были использованы следующие методики: Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (методика И. С. Домбровской), Диагностика самоактуализации личности (методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина), Тест-опросник самоорганизации деятельности, а также тестовый контроль знаний химии. Показано, что проблема Метавселенной и возможности её использования в образовании при обучении химии представляют значительный интерес для исследователей, однако эмпирические исследования этого направления представлены в научной литературе недостаточно. На данном этапе для обучения химии используются иммерсивные VR/AR технологии, которые можно рассматривать в контексте Метавселенной лишь как начальный этап её формирования, что не умаляет значения этих технологий для совершенствования преподавания и обучения. Подтверждено преимущество технологий VR/AR в отношении мотивационной составляющей образовательного процесса, формирования коммуникативных и профессиональных компетенций студентов по сравнению с традиционным обучением химии. Дальнейшие исследования планируется направить на изучение влияния технологий VR/AR на уровень тревожности студентов, а также на разработку прогностической модели успешности достижений студентов при обучении химии с использованием технологий VR/AR в контексте Метавселенной.