Использование медиаресурсов в обучении для развития умений критического мышления обучающихся в ВУЗе
Using Media Resources in Education to Develop University Students’ Critical Thinking Skills
DOI:
https://doi.org/10.47751/Ключевые слова:
критическое мышление, умения критического мышления, медиаресурсы, медиаобразование, медиаграмотность, профессиональное образованиеАннотация
В данной статье изучается вопрос использования медиаресурсов в обучении для развития умений критического мышления (КМ). В современном рынке труда, чтобы быть конкурентоспособным необходимо обладать рядом компетенций в то числе из области «soft skills», которое включает критическое мышление обучающихся. Мы обсуждаем связь медиаобразования с критическим мышлением, определяя эффективные стратегии развития критического мышления обучающихся через внедрения медиаресурсов в обучение в вузе. Множество исследований посвящено методам и способам формирования и развития критического мышления обучающихся, однако разработки структурированных индивидуальных заданий - карточки заданий по уровню сложности для работы с медиаресурсами, медиакотнентом, по результатам нашего исследования изучалось недостаточно. В связи с этим, мы предлагаем серию стратегий критического анализа научных статей, цифровых материалов, медиаресурсов (видео-аудио материалы), которая включает структурированные разноуровневые задания, нацеленные на развитие умений критического мышления обучающихся вузов. В процессе применения данных стратегий развития критического мышления, обучающиеся учатся анализировать и оценивать информацию, включая данные из медиаресурсов.
В нашем исследовании мы выделили следующие умения критического мышления такие как анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументация и оценка. Мы применяли тест критического мышления Л. Старки, адаптированный для русскоязычной аудитории, для оценки уровня сформированности критического мышления обучающихся. В исследовании участвовали n=218 обучающихся, при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла. Для математического анализа полученных данных, мы использовали критерий Крамера-Уэлча, который выявил статистическую значимость различий между контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, использование предложенных стратегий работы с медиаресрусами также будет способствовать развитию умений критического мышления среди обучающихся, а также формировать медиаграмотность обучающихся в вузе.