Использование медиаресурсов в обучении для развития умений критического мышления обучающихся в ВУЗе

Using Media Resources in Education to Develop University Students’ Critical Thinking Skills

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47751/

Ключевые слова:

критическое мышление, умения критического мышления, медиаресурсы, медиаобразование, медиаграмотность, профессиональное образование

Аннотация

В данной статье изучается вопрос использования медиаресурсов в обучении для развития умений критического мышления (КМ). В современном рынке труда, чтобы быть конкурентоспособным необходимо обладать рядом компетенций в то числе из области «soft skills», которое включает критическое мышление обучающихся. Мы обсуждаем связь медиаобразования с критическим мышлением, определяя эффективные стратегии развития критического мышления обучающихся через внедрения медиаресурсов в обучение в вузе. Множество исследований посвящено методам и способам формирования и развития критического мышления обучающихся, однако разработки структурированных индивидуальных заданий - карточки заданий по уровню сложности для работы с медиаресурсами, медиакотнентом, по результатам нашего исследования изучалось недостаточно. В связи с этим, мы предлагаем серию стратегий критического анализа научных статей, цифровых материалов, медиаресурсов (видео-аудио материалы), которая включает структурированные разноуровневые задания, нацеленные на развитие умений критического мышления  обучающихся вузов. В процессе применения данных стратегий развития критического мышления, обучающиеся учатся анализировать и оценивать информацию, включая данные из медиаресурсов.

В нашем исследовании мы выделили следующие умения критического мышления такие как анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументация и оценка. Мы применяли тест критического мышления Л. Старки, адаптированный для русскоязычной аудитории, для оценки уровня сформированности критического мышления обучающихся. В исследовании участвовали n=218 обучающихся, при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла.  Для математического анализа полученных данных, мы использовали критерий Крамера-Уэлча, который выявил статистическую значимость различий между контрольной и экспериментальной группах.

Таким образом, использование предложенных стратегий работы с медиаресрусами также будет способствовать развитию умений критического мышления среди обучающихся, а также формировать медиаграмотность обучающихся в вузе.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Жанар Бекбаева, L.N. Gumilyov Eurasian National University

    Доктор философии (PhD), старший преподаватель кафедра «Педагогика», ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан.

Опубликован

2025-03-31

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Использование медиаресурсов в обучении для развития умений критического мышления обучающихся в ВУЗе: Using Media Resources in Education to Develop University Students’ Critical Thinking Skills. (2025). ILIM, 43(1), 8-17. https://doi.org/10.47751/