Инновации в образовании: педагогический потенциал гибридного обучения и цифровых технологий
DOI:
https://doi.org/10.47751/Ключевые слова:
гибридное обучение, цифровые технологии, образовательная среда, современное образование, интерактивные методы обучения.Аннотация
Аннотация. Гибридное обучение, интегрирующее традиционное очное преподавание с цифровыми технологиями, стало одной из ключевых моделей современного образования, поскольку образовательные учреждения адаптируются к стремительно меняющимся педагогическим требованиям. Данное теоретическое исследование рассматривает концептуальные основы, принципы и практические аспекты гибридного обучения, подчеркивая его потенциал в повышении учебной активности студентов, поддержке персонализированных траекторий обучения и удовлетворении разнообразных образовательных потребностей. Сочетая взаимодействие в аудитории с онлайн-инструментами, гибридное обучение расширяет возможности гибкости, доступности, а также активного и совместного обучения. В исследовании анализируются такие теоретические модели, как «Сообщество изысканий» (Community of Inquiry), подчеркивающие роль социальной, когнитивной и преподавательской присутствности в формировании эффективных гибридных сред. Наряду с преимуществами, гибридное обучение также включает проблемы, связанные с равным доступом к технологиям, цифровой компетентностью педагогов и необходимостью последовательного дизайна курса, гармонично интегрирующего онлайн- и офлайн-компоненты. Для решения этих задач требуется усиление институциональной поддержки, непрерывное профессиональное развитие педагогов и инклюзивная цифровая инфраструктура. Опираясь на существующие исследования и анализ кейсов, статья предоставляет всестороннее понимание преимуществ, препятствий и перспектив гибридного обучения, предлагая ценные практические рекомендации педагогам и разработчикам образовательной политики, стремящимся совершенствовать обучение в технологически насыщенной образовательной среде.


